Сталинские доминанты Московского проспекта в Ленинграде
Московский проспект (он же проспект имени Сталина, он же Международный проспект и — частично — Московское шоссе) по праву считается одной из красивейших магистралей города Петра и Ленина — колыбели трёх революций. Облик Московского проспекта по большей части сформировался в годы расцвета сталинской архитектуры. Советские зодчие продемонстрировали отменный вкус и умение решать сложные пространственно-стилистические задачи. Шутка ли сказать — длина перспективы составила почти 11 километров, разница в возрасте отдельных зданий в 1950-е гг. превышала 100 лет. Столкнулись различные архитектурные стили — от русского классицизма до модерна и конструктивизма (советского авангарда), и всё это было необходимо увязать со сталинской неоклассикой. И ленинградские архитекторы справились!
Сталинские доминанты Московского проспекта в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
1. Московский проспект, д. 37. Дом архитектора В. А. Каменского, возвышающийся над «фоновой застройкой» за счёт стремящегося ввысь восьмиугольного в плане бельведера, увенчанного шпилем с советской символикой (звезда, обрамлённая венком с развевающимися лентами).
2. Московский проспект, д. 190. Дом со шпилем («Генеральский дом»). Шестиэтажное здание с четырёхугольной башней, увенчанной высоким шпилем из белой жести с советской символикой (композиция, включающая в себя лавровый венок, сноп пшеничных колосьев и золочёную звезду). Верхняя часть шпиля закреплена подвижно и выполняет функцию флюгера.
Общая высота здания — 76 метров.
Годы строительства: 1940–1953 гг.
Архитекторы — Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко, В. С. Васильковский. В некоторых источниках указывается, что одним из авторов проекта «Генеральского дома» был не Владимир Сергеевич Васильковский (сын), а его отец — Сергей Владимирович Васильковский.
Углы основной части здания украшены скульптурами советских людей — представителей морских профессий.
По углам башни расположены стелы с рельефными деталями, издалека кажушимися овоидами (деталями яйцевидной формы), но на самом деле — то ли шишками, то ли ананасами. На каждый «овоид» помещена птица с расправленными крыльями. Авторы композиции — архитектор Л. М. Хидекель и скульптор И. В. Крестовский.
Современные застройщики, не имея сколь-нибудь внятных собственных достижений и активно разрушая царские и сталинские архитектурные ансамбли, охотно используют для пиара и рекламы сталинские образы. Рекламный плакат, размещённый на Петроградской стороне (Каменностровский / Кировский проспект, май 2014 года).
3. Дом с кинотеатром «Дружба».
4. Дома, обрамляющие створ проспекта Героев / Ленинского проспекта.
3 комментария
жилой дом с башней и шпилем на углу Московского пр., 190 и Бассейной ул., 41, Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект)[2]. Здание планировали построить в 1940—1941 годах по проекту архитекторов Б. Р. Рубаненко, Г. А. Симонова, О. И. Гурьева, С. В. Васильковского и до войны был завершен основной корпус со стороны Московского проспекта. Башня на углу Бассейной была построена уже после войны. Авторство Л. М. Хидекеля указано в справочнике КГИОП, но под вопросом; в то же время в энциклопедии зодчих Санкт-Петербурга указано, что Лев Маркович Хидекель участвовал в строительстве жилых домов у Московского парка Победы[3]
Лев Маркович Хидекель — путают с братом Лазарем Марковичем.
Спасибо что взялись за такой проект. Хоть над качеством ещё работать, но уж всяко лучше, чем злобные высеры Дмитрия Хмельницкого. И дом первый неправильно описан. Это не Климентов, а Каменский совместно с армянской женщиной Галиной, забыл сейчас фамилию.